|
Уже более тридцати лет постоянно думаю о Чехове,
поскольку пациенты, с которыми занимаюсь особенно много, более
или менее похожи на Чехова и многих чеховских героев своими душевными
особенностями. По этой причине Чехов им нередко ближе, созвучнее
других писателей - и своим мироощущением тоже.
Думаю, что Антон Павлович Чехов - психастеник. Это не душевная
болезнь, а определенный болезненный характер, притом, как правило,
более трудный для себя, нежели для других. Гениев со здоровой
душой нет вовсе, и подлинное глубокое творчество всегда есть серьезное
лечение гения. На одухотворенно-творческой высоте жизни пропадает
граница между больным и здоровым, значение имеет лишь структура-рисунок
души, а он, понятно, гораздо отчетливее и богаче в своем патологическом
усилении.
Структура-рисунок души творца светится-звучит в его произведениях,
переживаниях, поступках. Не проникувшись этим "рисунком",
мы не проникнемся и закономерностями творчества писателя так,
как это возможно сделать естественнонаучно, то есть исходя в данном
случае из биологической основы души (а не теоретико-психологически,
не филологически, где исследование идет мимо этой основы).
Чехов сам говорил, писал о том, что писателю для понимания людей,
жизни необходимо изучать психиатрию (Т.Л.Щепкина-Куперник, "Дни
моей жизни", 1928; письмо Е.М.Шавровой от 28 февр. 1895;
подробно - в книге Е.Б.Меве "Медицина в творчестве и жизни
А.П.Чехова",1989). Антон Павлович не считал себя душевнобольным.
"Кажется, я психически здоров, - писал он А.С.Суворину 25
янв. 1894 г. - Правда, нет особенного желания жить, но это пока
не болезнь в настоящем смысле, а нечто, вероятно, переходное и
житейски естественное". Слово "переходное" соответствует
психиатрическому термину "пограничные состояния", к
которым и относится "психастения".
Во многих чеховских письмах, особенно Суворину, с которым Чехов
много лет был так откровенен, еще задолго до чахотки рассыпаны
характерные психастенические жалобы: на месяцами продолжающееся
"безличное и безвольное состояние", когда "у меня
не характер, а мочалка" (А.Суворину - 18 авг. 1893 г.), на
"боязнь публики и публичности" (А.Эртелю - 4 марта 1893
г.), на "противную" "физическую и мозговую вялость,
точно я переспал" (Ал.Чехову - 16 марта 1893 г. ), на "нервы
скверные до гнусности", на то, что нет "смелости и умения
жить" (Ал.Чехову - 4 авг. 1893 г.), на телесное и душевное
постарение - "встаю с постели и ложусь с таким чувством,
как будто у меня иссяк интерес к жизни" (А.Суворину - 8 апр.
1892 г.), на "смертную тоску по одиночеству" и "отвратительное
психопатическое настроение" (А.Суворину - 28 июля 1893 г.).
М.П.Чехов ("Вокруг Чехова", 1960) описывает типичные
для психастении ипохондрические и вегетативные расстройства брата:
"усилившийся геморрой (...) наводил на него хандру и мрачные
мысли и делал его раздражительным из-за пустяков"; "мучительная
боль в левом виске, от которой происходило надоедливое мелькание
в глазу (скотома)".
О чеховской ранимости, застенчивости-стеснительности, страхе обратить
на себя внимание людей вокруг себя одухотворенно-тонко пишет в
своих воспоминаниях Н.Д.Телешов ("Чехов в воспоминаниях современников",
1960).
Не думаю, чтобы Чехов, писатель-врач с естественнонаучным мироощущением,
серьезно интересовавшийся психиатрией, посердился бы на то, что
усматриваем в нем психастеничность, что и через это пытаемся по-своему
глубже-подробнее проникнуть в чеховское. Для чего? Конечно же,
для того, чтобы лучше помочь пациентам. Помочь им понять-прочувствовать
в процессе Терапии творческим самовыражением (сложный лечебный
метод, который разарабатываю-совершенствую уже много лет), как
именно Чехов, страдая подобными трудностями, успешно лечил себя
творческим самовыражением в своей жизни. "...Работая, я всегда
бываю в хорошем настроении" (Л.Авиловой - 6 окт. 1897 г.).
В чем же существо психастенического склада? Прежде всего - в слабой,
вяловатой чувственности, мешающей, при всей психастенической мыслительной
реалистичности, непосредственно, живо, естественно воспринимать
мир и самого себя в отчетливой красочности (в противовес, например,
чувственно-истерическому Бунину или сангвинически-синтонному Мопассану).
Блеклая чувственность с неловкой, рабски-тревожной неуверенностью
в своих чувствах психологически понятно соединена в психастенике
с компенсаторной склонностью к тревожному анализу-размышлению
о себе и мире и с внешне скромной одухотворенностью.
Снаружи часто малозаметная, эта неуверенность в своих чувствах
обостряется переживанием обезличенности в непосредственном общении
с людьми, особенно малознакомыми. Тревожный самоанализ с нравственно-этическими
страданиями, например, в духе нервного припадка, случившегося
с чеховским студентом Васильевым ("Припадок"), нередко
усложняется страхами перед тяжелыми болезнями у себя, близких
людей, перед всем, что может серьезно помешать служить своему
делу, по возможности выполнить-завершить свое жизненное предназначение
(к, примеру, страх перед женитьбой).
Ко всему, что не помогает служить своему делу, на котором всецело
сосредоточен, - психастеник может быть довольно прохладен-суховат
(при всем внешнем дружелюбии), хотя и мучается за это угрызениями
совести. Правда, по обстоятельствам, он может избирательно проникнуться
острым сочувствием, жалостью к кому-то (в том числе к несчастному
животному), не имеющему прямого отношения к делу его жизни.
По причине загруженности одухотворенным размышлением без чувственной
практичности психастеник, в отличие от чувственных натур, не столько
чувствует человека "нутром", "по-женски",
сколько осмысляет-анализирует его в сопереживании ему. И может
по этой причине, (особенно если он не психиатр) немало ошибаться,
например, в нравственных качествах человека, подобно Чехову, так
долго отчетливо не чувствовавшему безнравственные черты Суворина.
Психастеничность не только Чехова, но и наших пациентов (в том
числе и многих лишь похожих на психастеников, то есть психастеноподобных)
сказывается в прозе не столько действием, сколько нравственно-этическими
переживаниями-размышлениями, монологами, представляясь многим
практичным людям "порядочным занудством".
Во многих письмах Чехов типично психастенически жалуется на свои
душевные трудности, характер. Так, рассказывая в письме Суворину
(4 мая 1889 г.) о своих "психоорганических свойствах",
Чехов сетует, что для литературы в нем "не хватает страсти
и стало быть таланта". "Я не разочарован, не утомился,
не хандрю, а просто стало вдруг все как-то менее интересно. Надо
подсыпать под себя пороху".
Суворин, которому более всех досталось в письмах чеховских жалоб,
видимо, все советовал писателю жениться. "Жениться я не хочу,
- писал ему Чехов (18 окт. 1892 г.), - да и не на ком. Да и шут
с ним. Мне было бы скучно возиться с женой". И вообще "от
жизни сей надлежит ожидать одного только дурного - ошибок, потерь,
болезней, слабости и всяких пакостей". "Для самолюбивых
людей, неврастеников нет удобнее жизни, как пустынножительство.
Здесь ничто не дразнит самолюбия и потому не мечешь молний из-за
яйца выеденного".
Стараясь (из психастенической деликатности-терпимости) внешне
быть гостеприимным, Чехов психастенически страдал от продолжительного
общения с людьми, обострявшего его тревожное переживание своей
неестественности и страх не выполнить свой жизненный долг, то
есть не успеть выразить себя достаточно полно в своих художественных
произведениях. Именно здесь, а не в медицине. А.Суворину (2 авг.
1899 г.): "...Не хорошо быть врачом. (...) Все это противно,
должен я Вам сказать. Девочка с червями в ухе, поносы, рвоты,
сифилис - тьфу!!" Об относительном гостеприимстве Чехова.
А.С.Суворину (8 дек. 1893 г.): "...Ах, если б Вы знали, как
я утомлен! Утомлен до напряжения. Гости, гости, гости... (...)
Я ведь и из Москвы-то ушел от гостей. (...) А мне надо писать,
писать и спешить на почтовых, так как для меня не писать значит
жить в долг и хандрить". М.П.Чеховой (17 янв. 1898 г.): "Я
встаю рано и пишу. Утром мне хорошо, день проходит в еде, в слушании
глупостей, вечером киснешь и хочешь одного - поскорее бы остаться
solo".
Тоска по одиночеству характерна для психастеника (независимо от
таланта и профессии) именно потому, что лишь наедине с собою он
приходит в себя: ослабевает тревожное переживание той неестественности
(напрягающее его на людях), яснее становится собственное чувство-отношение
к происходящему с ним в жизни, и он, соскучившийся по себе самому,
по самым близким ему людям, успокаивается в сравнительной душевной
свободе, тревожась, однако, что кто-нибудь чужой может нарушить
это его ощущение свободы-самособойности. А если в тишине спасительного
одиночества он еще имеет возможность творить, то это еще более
усиливает радость встречи с собою до светлого вдохновения. Из
всего этого нетрудно вывести свойственное психастенику мироощущение.
Тревожный, аналитически сомневающийся, неуверенный в себе, в своих
чувствах реалист, он боится смерти. В отличие от людей одухотворенно-аутистического
(идеалистического) склада, психастеник обычно не способен к серьезному
религиозному переживанию."...Смерть - жестокая, отвратительная
казнь,- говорил Чехов.- Если после смерти уничтожается индивидуальность,
то жизни нет. Я не могу утешиться тем, что сольюсь со вздохами
и муками в мировой жизни, которая имеет цель. Я даже цели этой
не знаю. Смерть возбуждает нечто большее, чем ужас. (...) Страшно
стать ничем"("Дневник Суворина", 1923).
Антон Павлович явно чувствовал-понимал неразрывность непосредственно
(а не в рассказе, например) существующей духовной индивидуальности
с телесными особенностями человека, рассыпающимися в гробу. В
отличие от людей чувственно-истерического склада, Чехов не мог
счастливо вытеснять из сознания неугодное, веруя в то, что смерть
имеет отношение лишь к другим людям. Не способен был Чехов и жить-наслаждаться
сегодняшним днем, синтонно-эпикурейски радуясь тому, что смерти
нет, пока есть "Я", а когда придет смерть, меня с моими
переживаниями уже не будет.
Как психастеник, Чехов понимал, что "станет ничем",
это было страшно и хотелось остаться в жизни людей после своей
смерти духовно таким, какой есть, то есть живой нравственной индивидуальностью
- в своих произведениях, важных для людей, в своих письмах, в
воспоминаниях современников. Это и было для него подлинным бессмертием,
и так оно и случилось. Сегодня мы говорим о Чехове, как о живом
человеке, гении реалистической нравственности, духовности, говорим
и пишем побольше, чем о живых людях, празднуем его дни рожденья,
чувствуем ясно его застенчиво-тихое или иронически-смешливое присутствие
в этом Доме-музее.
В рассказе "Черный монах", в размышлениях-переживаниях
душевно заболевшего Коврина ясно видится психастеническое мироощущение
самого Чехова. Галлюцинаторный монах говорит Коврину о "вечной
правде", а магистр психологии Коврин, не верующий в вечную
жизнь, бессмертие людей, не может понять, зачем людям "вечная
правда". Ему, однако, приятно слушать, что цель вечной жизни,
как и всякой жизни вообще, "наслаждение в познании",
и он, Коврин, - "один из тех немногих, которые по справедливости
называются избранниками божиими" и служат "вечной правде"
своими мыслями, намерениями, посвященными "разумному и прекрасному,
то есть тому, что вечно".
Что же касается душевного нездоровья, которое все время реалистически
отмечает у себя Коврин в беседе с монахом, воспринимая монаха
как галлюцинацию, то здоровье, нормальность, по мнению монаха,
это то скучное, с чем надо идти в стадо. Последнее есть "сокровенные
мысли" и самого Коврина, поскольку все это он способен, как
и прежние высказывания монаха, по-своему - духовно-материалистически
- переложить- преломить. Так и сам Чехов перекладывал-преломлял,
аранжировал по-своему духовно-религиозное в духовно-реалистическое,
например, в рассказах "Студент" и "Архиерей".
И Чехов уточняет в "Черном монахе", как именно Коврин
понимает бессмертие: если бы Магомета лечили от "экстаза
и вдохновения", "то после этого замечательного человека
осталось бы так же мало, как после его собаки".
Кстати, способность довольствоваться и слабыми надеждами на долгую
жизнь своего "Я" после смерти в душах хотя бы нескольких
людей (быть может, даже каких-нибудь чудаков в будущем) более
или менее смягчает-успокаивает страх смерти и не выдающихся, но
психастенически достаточно сложных наших пациентов. Основаниями
для этих надежд могут быть: опубликованная творческая статья,
даже неопубликованная самобытная рукопись, которую, может быть,
будут когда-нибудь читать, акварельный пейзаж для правнуков и
т.п. Таким образом, для Коврина, как и для Чехова, важно остаться
для людей после себя своим земным "Я", а не в ином измерении,
не бесформенным духом, не частицей Мировой души.
Для него мало просто радовать лишь сейчас живущих людей садовым
творчеством, "роскошными цветами, обрызганными росой",
как делает это его хмуро-синтонный тесть Песоцкий. Но, в отличие
от Чехова, Коврину пока не удалось, как и сам это понимает, выразить
в творчестве свое "Я" до реалистического бессмертия.
Все более полно охватывающее Коврина психотическое пара-френное
(сказочное, с переживанием своего величия) расстройство религиозного
содержания, как это бывает в психиатрии, побуждает его к одухотворенному
творчеству.
Но это сказочное творческое вдохновение стали лечить-приглушать;
во всяком случае, врачи и близкие не помогли клинико-психотерапевтически
глубинной стихийно-целебной психотической работе его души, организма,
и наступил общий (и телесный тоже) упадок. Но все же напоследок
психозу удается лечебно убедить умирающего Коврина, в соответствии
с тайными желаниями философа, в том, что он - бессмертный гений.
В последние мгновения жизни слабеющий Коврин лежит на полу возле
большой лужи крови у своего лица, но "невыразимое, безграничное
счастье наполняло все его существо" и "черный монах
шептал ему, что он гений и что он умирает потому только, что его
слабое человеческое тело уже утеряло равновесие и не может больше
служить оболочкой для гения". И это также прекрасно по-чеховски
перекладывается-преломляется духовно-материалистически в том смысле,
что жизнь человека, оставившего себя в своих творческих произведениях
для будущих поколений, после смерти только еще разворачивается
по-настоящему.
Смерть творца становится и для него самого торжественным, светлым
переходом в бессмертие. Так нередко случается, что писатель, по
обстоятельствам жизни, сам осознанно-отчетливо, уже не как автор,
а просто как человек, переживает то, что переживали прежде герои
его произведений. И, возможно, Чехов, знавший в ту ночь, что сейчас
умрет, также ощутил эту торжественную радость. И, прежде чем выпить
предложенный доктором традиционно прощальный бокал шампанского,
улыбнулся жене "своей удивительной улыбкой, сказал:"Давно
я не пил шампанского..."" Потом "покойно выпил
все до дна, тихо лег на левый бок и вскоре умолкнул навсегда..."(О.Л.Книппер-Чехова,
"А.П.Чехов в воспоминаниях современников", 1960). На
лице умершего Коврина "застыла блаженная улыбка". И
Ольга Леонардовна смотрит наутро "на прекрасное, успокоившееся,
как бы улыбающееся лицо Антона Павловича, словно понявшего что-то".
На
главную страницу
|
|